*}

Игра «Ачи» из Ганы

Гана, государство в Западной Африке, стала независимой страной в 1957 году. До этого года эта страна называлась Золотым Берегом и была колонией Англии. Европейцы продавали свои товары за африканское золото вдоль всего побережья океана. Золота здесь всегда добывалось очень много. Более тысячи лет назад Ибн Хавкал, арабский путешественник, посетивший эту землю, описал короля Ганы как богатейшего монарха в мире.

Школьники Ганы играют в «Ачи». Они на земле чертят игровое поле (рис1) и собирают камешки, чтоб использовать как фишки.

Ход игры:

  • Играют два игрока на 9 точках там, где пересекаются линии.
  • Игроки по очереди ставят фишки на любую свободную точку, пока все 8фишек не будут размещены на игровом поле.
  • Затем Игрок№1 двигает одну из своих фишек вдоль линии на следующую пустую точку. Перепрыгивать через фишку не разрешается. Потом тоже самое выполняет Игрок№2 и т.д.
  • Каждый игрок стремится сделать ряд из своих трёх фишек и помешать другому игроку сделать такой ряд. Ряд может быть сделан восемью различными способами: тремя поперёк, тремя вниз и два вдоль диагонали.
  • Победителем становится игрок, который первым сделает ряд из своих фишек. Если ни один игрок не сможет получить такой ряд, игра заканчивается вничью.

«Девять лунок» - это одна из простейших форм игры в крестики-нолики. В неё можно научить играть очень маленьких детей. Я прочитала в книге об африканских играх, что в некоторых частях Африки даже четырёхлетние дети любят играть в «9 лунок».Они учатся ходить по очереди и думать о своих ходах. Они также учатся тому, что нет смысла расстраиваться, когда проигрываешь игру. «Девять лунок» - это полезное введение в игру крестики – нолики и другие подобные игры.

В эту игру играют на девяти точках в местах пересечения линий. Два игрока ходят по очереди. Мы будем называть фишки розовыми и синими, хотя фишки могут быть других цветов. Игрок 1 ставит розовую фишку на любую точку. Затем игрок 2 ставит синюю фишку на любую точку. Они ходят по очереди, пока каждый игрок не поставит на доске все свои три фишки. После этого игроки по очереди двигают свои фишки по доске. За каждый ход игрок перемещает одну из своих фишек на любую пустую точку на доске. Каждый игрок стремится сделать ряд из трёх фишек одного цвета и помешать другому игроку сделать ряд из трёх фишек. Есть шесть различных способов сделать ряд: три поперёк, три вверх и вниз.

Победителем становится тот игрок, который сделает ряд из трёх своих фишек первым. Если никто из игроков не сделает ряд, игра является ничейной. Игроки в любое время могут объявить игру ничьей. Игра может продолжаться очень долгое время, если оба игрока внимательны. Игроки стремятся двигать свои фишки, для того чтобы у них было два различных способа составить ряд на следующий ход. Это называется ловушкой.

В «Моррис» англичане играют уже сотни лет. Существуют варианты этой игры с разным количеством фишек с каждой стороны. В эпоху Возрождения английские аристократы устраивали из этой игры настоящие представления, используя в качестве фишек живых людей – с одной стороны мальчиков, с другой девочек. Только представьте эту картину: мужчины в красных бархатных костюмах и женщины в кружевных платьях собирались вокруг огромного игрового поля, размеченного прямо на земле, и наблюдали за тем, как два игрока приказывали своим живым фишкам передвигаться по линиям квадратов. То и дело раздавались комментарии болельщиков: «Хороший ход!» или «Берегитесь!»

Два игрока по очереди выставляют фишки на свободные позиции игрового поля. Когда все восемнадцать фишек расставлены, игроки переставляют по одной фишке за раз на соседнюю свободную позицию. Перепрыгивать через фишки нельзя.

Каждый игрок пытается выстроить свои три фишки в ряд вдоль любой прямой линии. Ряд из трёх фишек называется «мельницей». Существует шестнадцать различных способов построить «мельницу».

Игрок, построивший «мельницу», может снять с поля любую фишку соперника за одним исключением: нельзя снять фишку из «мельницы», построенной другим игроком, если есть другие возможности. Фишки, снятые с игрового поля, выбывают из игры.

Проигравшим считается тот из игроков, у кого на поле остались всего две фишки. Если игрок не может сделать ход из-за того, что все ходы перекрыты фишками соперника, он также объявляется

«Неренчи» - древняя игра, в которую играют на острове Шри-Ланка. Схемы полей для этой игры находят на ступенях храмов, которые были построены около 2000 лет назад. «Неренчи» издревле любима шриланкийскими женщинами и девочками, которые часто играют в неё командами.

Члены каждой команды делают все ходы по очереди.

Цель игры - поставить три фишки в ряд, называемый «Неренчи». Ряды можно строить вдоль сторон квадратов, вдоль линий, соединяющих углы квадратов. Существует двадцать способов построения неренчи.

Начало. Игроки или команды по очереди расставляют фишки на свободные места. Этот этап заканчивается, когда выставлены двадцать две фишки и остается две свободные позиции. Оставшиеся две фишки в игре не участвуют.

Игрок, построивший Неренчи во время выставления фишек, получает право выставить очередную фишку вне очереди – и так после каждой неренчи. В итоге может получиться, что один игрок выставит все двенадцать своих фишек, а второй только десять.

Ходы: Последний игрок, выставивший фишки на поле, ходит первым. Он может передвинуть любую свою фишку на свободную соседнюю позицию. Нельзя ходить по диагональным линиям и перепрыгивать через фишки. Обратите внимание, что хотя ходить по диагоналям нельзя, строить неренчи на диагоналях можно.

Каждый игрок старается выстроить как можно больше неренчи. Игрок, построивший неренчи на этой стадии игры, может снять фишку противника с любой позиции игрового поля.

Завершение. Проигравшим считается игрок (команда), у которого на поле остались лишь две фишки или нет ходов в результате блокирования его фишек фишками соперника.