*}

По лезвию

Конечно, спустя годы начинаешь понимать, что многое из упущенного заслуживает не просто внимания, а пристального внимания. И это нормально. Здесь нет ничего необычного. Я не люблю упоминать лично о себе на страницах нашего журнала и приводить какие-то случаи из собственной жизни, но в этот раз желание всё же имеет место быть. Год выхода Blade Runner датирован 1997-м (а обозначение лучшей приключенческой игрой — в 1998-м), в тот момент я его упустил и долгое время жалел об этом и даже, признаться, немножко тосковал. Прошло семь лет, и, по чистой случайности, Blade Runner всё же попал мне в руки. Я не могу сказать, что мне крупно повезло, и я оказался на седьмом небе от счастья, но время, проведённое за игрой, я не считаю потерянным, даже пройдя её три раза. Да, эти четыре еле читающихся диска стоили ожиданий и потраченного времени. Это одна их тех жизней на четыре компакта, это один их первых интерактивных фильмов, в которые втягиваешься с первых минут и не хочешь отдаляться даже ближе к шести утра. А, кстати, надо бы. И проблема не только в том, что иногда надо спать. Советую всем тем, кому попадет в руки Blade Runner, не включать игру раньше одиннадцати вечера и выключать не позже пяти утра. Или когда там у вас темнеет и светлеет. Нет, не для нагнетания мрачной обстановки, просто это поможет лучше вписаться в игру, ведь свет в этом грубом мире будущего исходит только от фонарей, примите как должное — солнца уже давно не видно за сенью туч, вечного дождя и воздушной грязи.

Год 2019. Лос-Анджелес. Мало кто пережил третью мировую, а те немногие, кто остался, обратились за помощью к генной инженерии, дабы воссоздать собственных прототипов. Репликанты (replica — клон) были сделаны с расчётом на то, что они будут выполнять за человека всю грязную работу. Всё шло довольно успешно, но не всё так радостно и беззаботно как рассчитывалось изначально. Клоны оказались на редкость разумными и вполне способными постоять за себя существами, оставшимися в обиде не только за то, что их и только их нагружают физической работой, но и на короткий срок жизни — всего 4 года. Со временем появились даже сочувствующие со стороны настоящих людей. Проблема была столь серьёзна, что по прошествии небольшого времени был создан особый полицейский отряд «Бегущих По Лезвию» (blade runners). Одним из таких бойцов за псевдо справедливость и предстоит стать вам.

Возможно, что это наше альтернативное будущее. Быстрое передвижение из одной точки города в другую возможно только по воздуху, загрязнение столь сильно, что живут долго только самые выносливые. Толпы искусственно созданных людей заполонили мир и подчас сложно отличить человека от репликанта, а настоящие домашние животные — редкость, которая ценится на вес золота. Привыкайте, кто знает, какое завтра станет возможным подобным. Как бы не был противен вам этот мир, вы его полюбите, и будете вспоминать ещё долгое время. Westwood сделала своё чёрное дело на редкость качественно. Кстати, не Westwood первая открыла «бегущих по лезвию» миру. Дело в том, что изначально была книга гениального писателя-фантаста Филиппа К. Дикка, который обожал описывать наше мрачное будущее.

По мотивам книги вышел фильм не менее талантливого режиссера Ридли Скотта, причем в главной роли играл Гаррисон Форд, а вот лишь затем появилась игра, которая ближе к фильму, чем к книге. Причём у каждого произведения была своя масса поклонников. Такая вот цепочка. Графика и притягивает и немного отталкивает одновременно. Псевдотрехмерные персонажи радуют глаз плавными, хотя и немного неестественными, движениями, но исключительно издали или же в видеороликах. Вблизи любой персонаж распадется перед вами на кучу пикселей, что немного удручает. В видеороликах, напротив, всё выглядит на редкость качественно, но становится ещё более заметна неестественность движений. И всё же небольшие (или даже очень маленькие) графические неудачи не испортят вам игры, сюжет и атмосфера, знаете ли, перекроют. Задние планы могут показаться несколько однообразными, но что же вы хотите — бесконечную депрессивность и мрачность мира будущего мы уже вроде бы обсудили. Неоновые вывески и гигантские лопасти вентиляторов прилагаются.

Как бы это странно не звучало, но как таковой инвентории у вас не будет. Все содержимое карманов приравнивается к уликам и тщательно складируется. Забудьте о компоновке или сортировке предметов по вашему усмотрению — каждый предмет «принадлежит» тому или иному делу. Головоломки, в привычном смысле, также отсутствуют как класс. Зато есть необычные для жанра ходы. Припоминаете удары в челюсть от Бена из Full Throttle? Здесь всё гораздо серьёзнее — физические методы расправы происходят исключительно с помощью огнестрельного оружия — другого варианта попросту нет. Значит ли это, что в игре присутствует возможность умереть? Да, значит, так что будьте осторожны и примите это как должное. Равно как и то, что стрелять в первого встречного всё же не стоит, мало ли — вдруг это на самом деле он ценный свидетель или просто случайный прохожий.

Управление, как и у многих предостойных игр жанра, проще некуда. Клик левой кнопки мыши — передвижение или взаимодействие с объектом. Двойной клик левой — бег. Клик кнопкой правой — обнажить оружие, после чего возможно два варианта: левая кнопка — стрельба, правая — спрятать оружие. Правда, всё просто? Ещё бы, у качественных игр обычно нет проблем с управлением.

Необычный момент предстанет перед вами, когда вы откроете свой первый видеофайл с места преступления. Правильнее было бы сказать фото-файл, так как авторы избавили нас и себя от переутомления и вместо видеофайла предоставляют одну-единственную картинку. Это не минус, просто констатация факта. Дабы отметить что-то на ваш взгляд интересное, необходимо выделить нужную часть изображения мышью. Да-да, всё также, словно вы выделяете курсором часть какой-то картинки — что может быть проще. Зато, признаюсь вам, ощущение это приятное. Казалось бы, делов-то — выделил необходимый отрезок и получил улику, но не тут то было. Во-первых, нужный момент надо для начала найти, что зачастую не так уж и просто, а во-вторых, это занятно — расследование и его продвижение в наших и только наших руках. Поклонники фильма должны быть довольны, одну из самых раскритикованных сцен (превращение фотографии в трехмерную сцену) довольно неплохо перенесли в игру.

Едва ли у вас появится необходимость вопрошать на форумах «что же делать дальше?» или, тем более, искать полное прохождение игры. Blade Runner, пожалуй, один из самых несложных квестов, которые видел свет. По простоте он может тягаться разве что с Full Throttle (подумать только, абсолютно разные игры, и уже второй раз за последние 5 Кб текста провожу аналогии). Всё что требуется от вас — пиксель-хантинг на месте преступления, тщательный анализ фото и заинтересованность в прохождении. Последний момент, пожалуй, наиболее важен.

Кстати о прохождении. Совсем не значит, что после прохождения стоит выбросить Blade Runner в дальний угол или поставить на полочку, ежедневно сдувая пыль — вовсе нет, экспериментируйте, и вам будет интересно пройти игру и два, и три раза. Стоит отметить тот факт, что прохождение нелинейное. Westwood убеждала ещё в пресс-релизах о более чем десяти совершенно разных концовках, что на самом деле является вполне правдивым утверждением. Вот только прошу в очередной раз — выбросите солюшены, они правда ни к чему, вы ведь справитесь, я знаю.

Сделаем выводы. Они более чем утешительны. Пусть это не самый лучший представитель обозреваемого мною жанра, но взгляните ещё раз на плюсы — интересный геймплей, нелинейное прохождение, захватывающая атмосфера, в общем, стандартный набор суховатых и уже набивших оскомину фактов, которыми обычно облепляется хорошая игра. В десятку самых примечательных войдёт, будьте уверены.