*}

Опасны ли компьютерные игры

Индустрия компьютерных игр набирает обороты. Доходы производителей «игрушек» растут с каждым годом. Игры становятся сложнее, интереснее, графика последних версий приближается к реальному изображению действительности. Компьютер становится новым видом детского отдыха.

Политики бьют тревогу и вводят законы, ограничивающие производство игр, их продажу, коммерческое использование, а так же регламентирующие время, которое дети проводят за компьютерными играми.

Психиатры публикуют тревожные данные статистики. По данным научной конференции, проходившей в Санкт-Петербурге, число обращений за психологической помощью в связи с проблемами, вызванными негативным воздействием компьютерных игр, выросло со 149 в 2004г., до 280 в 2005г., до 320 в 2006г., до 360 в 2007г. и до 400 обращений в 2008г.

Производители игр тоже проводят исследования. По данным британской Ассоциации производителей развлекательного программного обеспечения, «компьютерные игры не только не вредны для детей, но даже полезны, потому что развивают множество навыков и быстроту мышления» .

Естественно, каждый при этом хочет, как лучше, но не забывает о собственных интересах. А что делать родителям, чьи дети увлечены компьютерными играми? Попробуем разобраться, почему дети так увлекаются компьютерными играми и что же, в самом деле, является опасным в этом увлечении. В работе нами будут использованы результаты зарубежных и отечественных исследований, демонстрирующих общие тенденции для геймерской среды.

Наибольшую часть геймеров составляют мальчики-подростки и молодые мужчины . Причиной этого является заложенный природой механизм необходимости мужского самовыражения, желание ощутить себя победителем.

Родителей очень волнует проблема чрезмерного увлечения, привыкания детей к компьютерным играм. По статистике, серьезные нарушения в психике возникают только у детей, проводящих у монитора очень много времени – по несколько часов каждый день. По статистике подростки 13-17 лет проводят за компьютером около 4 часов в неделю в рабочие дни и 8-9 часов в общем за выходные [Там же]. Как видим, в общей статистике нет угрожающих сведений по чрезмерной увлеченности подростков играми. Приведем простую аналогию: апельсины – очень полезные и вкусные фрукты. Но съешьте их пять килограммов на голодный желудок – и аллергия или расстройство желудка вам практически обеспечены. Вывод – дело в дозировке, то есть в количестве времени, затрачиваемом ребенком на компьютерные игры.

Серьезную тревогу у родителей и специалистов психиатрии вызывает высокий уровень агрессии компьютерных игроков. Компанией BBFC было опрошено 300 геймеров-подростков и их родителей с целью выяснения степени зависимости уровня агрессии от увлечения компьютерными играми . Оказалось, что большинство геймеров из числа поклонников жестоких игр четко отделяют реальность от виртуальности. При этом они признают, что людям с «неустойчивой психикой» жестокие игры могут навредить.

В действительности на формирование агрессивного типа поведения в большей степени влияют наследственные и социальные факторы. Иными словами, если отношения в семье сопровождаются агрессией, то и вероятность возникновения агрессивных наклонностей у детей крайне велика. Игры в этом случае являются только показателем, а не причиной агрессии.

Ответственность за детскую игроманию нередко лежит на самих родителях. Порой телевизору родители уделяют гораздо больше времени, чем детям. Согласно исследованию, проведенному фондом "Общественное мнение", для 28% россиян просмотр телевизора является любимой формой проведения свободного времени . Чем занят ребенок, когда папы смотрят боевик или футбол, а мамы – очередной сериал? В этом случае родителям намного проще, чтобы дети не приставали к ним с просьбой почитать книгу или сходить погулять, а тихо играли в свои игры за компьютером, надев наушники.

Опрос, проведенный среди учащихся 3 «б» класса продемонстрировал схожие данные с международной и отечественной статистикой. Существенно превышают нормы для детей младшего школьного возраста не более 10% учащихся. Подавляющее большинство из них составляют мальчики (90%). Отметим, что практически во всех случаях, где превышаются нормы, нет достаточного контроля со стороны родителей или старших братьев и сестёр. Увлекаются агрессивными играми не более 5% учащихся (исключительно мальчики). Большинство учащихся осознают степень пользы и вреда компьютерных игр. 50% учеников видят вред в излишнем времени, отводимом на игры. 30% учеников считают компьютерные игры вредными, потому что портится зрение. 10% считают игры исключительно полезными и 10% затруднились ответить на вопрос.

Как видим, приведенная статистика не выглядит угрожающей и проблемы наблюдаются только в тех случаях, когда со стороны родителей нет надлежащего контроля за временем, проводимым ребенком за играми.

Подведем итоги исследования и обратим внимание на некоторые важные вопросы, которые следует учитывать в решении рассматриваемой проблемы:

  • Сами по себе компьютерные игры, не являются социальным злом и зависимость от них регулируется временем, проводимым ребенком за компьютером. К исключениям можно отнести игры, где присутствует большое число сцен насилия. Такие игры не рекомендуется покупать детям младшего возраста.
  • Чтобы проблема не стояла так остро, лучший способ ее решения – дать возможность ребенку реализовать свои способности в других видах деятельности (занятиях спортом, популярными молодежными увлечениями – катанием на роликах, велосипеде и другими).
  • Огромное значение имеет пример самых близких и авторитетных людей для ребенка – его родителей. Наполните жизнь ребенка общением и событиями, которые не заменит виртуальная реальность. Никакая компьютерная игра не сравнится с поездкой с отцом на рыбалку или всей семьей по грибы.