*}

Игры-головоломки танграм и пентамино

Танграм – старинная китайская игра-головоломка, основанная на принципе разрезания – складывания квадрата.

Как мы видим, в состав танграма входят семь геометрических фигур, называемых "семь танов". Два больших треугольника, один средний и два маленьких , квадрат и параллелограмм . Углы в этих фигурах кратны 45 градусам.

Суть игры заключается в конструировании из деталей игры разнообразных предметных силуэтов. Для этого необходимо использовать все семь "танов", причём параллелограмм можно поворачивать любой стороной вверх (это единственный несимметричный тан), но нельзя накладывать один "тан" на другой даже кончиком. Изображение силуэта схематично, но его образ угадывается по характерным признакам предмета и по его пропорциям. Это могут быть силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д. Игра знакомит детей с азами геометрии, понятиями части и целого, величины и формы; развивает фантазию, образное мышление, внимание, а также эмоционально-волевые качества. Ведь для того, чтобы сложить определенную фигурку, нужно обладать настойчивостью, аккуратностью и терпением.

Историография вопроса

Во многих книгах и энциклопедиях упоминается, что танграму более 4000 лет. Хотя это не так. Миф о древности танграма создал американец Сэм Лойд, автор занимательных задач-головоломок. В 1903 году, находясь на вершине славы, он выпустил небольшую книжечку, ставшую ныне библиографической редкостью, и назвал её "Восьмая книга тана". Кроме множества задач Лойд придумал красивую легенду о происхождении танграма. "В записках покойного профессора Челленора, попавшихся в мои руки, – утверждал Лойд, – имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те 40 лет, которые профессор Челленор провёл в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого и седьмого томов и несколько разрозненных фрагментов второго тома ". Название "семь танов" происходит, по версии Лойда, от имени Тан, принадлежавшего древнему китайскому мудрецу.

Разумеется, что это всё вымысел. Когда Генри Дьюдени, английский "аналог" Сэма Лойда, в 1908 году написал статью о танграмах, он, ничего не подозревая, повторил ошибку Лойда. Его статья привлекла внимание знаменитого лексикографа Джеймса Мюррея. И тот обратился за помощью к своему сыну, обучавшемуся в китайском университете, с просьбой разузнать что-нибудь о Тане. Выяснилось, что китайские профессора ничего не знают о Тане и никогда не слышали слово "танграм". На самом деле в Китае эта игра известна под именем "чи чиа тю" – "семь хитроумных фигур", или "хитроумная головоломка из семи частей".

Откуда же было взято само название танграм? По мнению Мюррея, оно было придумано в середине XIX столетия одним американцем, который взял корень "тань", что обозначает на кантонском диалекте "китайский", и "грам" (с греч. "буква").

Никто не знает, когда появились первые танграмы. Самая старая книга, в которой упоминалась эта игра, вышла в Китае в 1803 году под названием "Собрание фигур из семи частей".

ПЕНТАМИНО

Игру "Пентамино" придумал в 50-х годах ХХ века известный американский математик Соломон Голомб. Он ввёл в употребление термин "полиомино", который обозначает фигуру, составленную из одинаковых по площади квадратов, имеющих хотя бы одну общую сторону с другими входящими в фигуру квадратами. Полиомино имеет несколько разновидностей. Это мономино, домино, тримино, тетрамино, пентамино, гексамино и так далее (по числу составляющих фигуру квадратов). Суть игры заключается в складывании различных фигур из заданного комплекта полиомино, при этом несимметричные детали можно переворачивать. Эта своеобразная мозаика оказалась увлекательна не только для школьников и студентов, но и для профессоров математики. А научный подход к игре требует анализа составляющих её элементов.