На первый взгляд, Halo 3: ODST – очередной ненавязчивый и мягкий подход к главной дойной корове Bungie. На самом деле так оно, в общем, и есть. Обычное дополнение с собственной трагической историей, рассчитанное на несколько часов удовольствия от погружения в любимую вселенную, и освежающее в памяти стандартный геймплей серии Halo. Однако при ближайшем рассмотрении удалось выявить некоторые весьма любопытные нюансы и даже собственную культурную ценность, если угодно, художественный замысел.
Итак, главная новость для всех людей, которые последние несколько лет только и делали, что скупали фигурки храбрых вояк наряду с игрушечно-брутальными джипами и целыми днями мысленно расстреливали орды хитрых ковенантов, в ожидании очередного коллекционного издания великолепной истории – Мастера Чифа больше нет. То есть мы, конечно, надеемся, что его пропажа была всего лишь попыткой вдоха свежего воздуха в игровую серию, или в крайнем случае, затянувшимся маркетинговым ходом, но никак не скоропостижной смертью. А пока часть разъяренных фанатов рвет в клочья эту журнальную страницу, другая часть насупилась и продолжает внимать тексту.
Они наверняка знают, что в проекте Halo 3: ODST роль протагониста уготована простому бойцу, ничем не выдающемуся защитнику родных краев по прозвищу Новичок, который ранее служил в доблестных рядах отряда ODST, а ныне был выкинут в небезызвестный город – Новую Момбасу. Остальные члены его отряда попали в это мрачное и не особо людное место еще во время событий второй части, то есть сюжетный мостик сценаристам Bungie отстроить удалось (первый эшелон фанатов мельком заметив эти строки, начинает кропотливо склеивать страницу, предварительно достав ее из ведра). Собственно вокруг непростых и развилистых дорог каждого из солдат и крутится новая игра. В нашем распоряжении большой мрачный, в конце концов, оккупированный недругами все тот же Нью-Момбаса, таящий кроме всего прочего еще и намек на нелинейность. Именно здесь мы высаживаемся в стандартной «халовской» капсуле в роли молчаливого десантника и начинаем свой довольно короткий, но, несомненно, тернистый путь.
Одиночество-первый шаг к несчастью
«В городе ни души. Темнота колет глаза, сердце бешено колотится при виде нескольких здоровых ковенантских особей неподалеку от дверей цокольного этажа странного здания. Взор устремляется вперед, кроме багровых туч на горизонте ничего не различить, но помогает прибор ночного видения. Стало несколько спокойнее, но внезапно, опасливое попискивание мелкого инопланетного захватчика у ваших ног выдает местоположение единственного живого человека на этой пустоши. Из-за едва различимого во тьме полицейского автомобиля выныривает более крупный ковенант, в руке лазерный пистолет, а в глазах неумолимое желание избавиться от нежданного гостя. Прицел вашего автомата дергается вверх и судорожно выдает одну очередь за другой, но человеческая меткость тут мало чем поможет, и выстрелы лишь раздражают не дружелюбных обитателей ближних кварталов. Через пару секунд камера взмывает вверх, тело несчастного бойца падает навзничь. Reboot.» Примерно так должен выглядеть краткий очерк человека впервые севшего за игру и по неосторожности, а может по привычке, выставившего высокий уровень сложности. В этот раз, отказавшись от главного героя в экзоскелете и с оружейными изысками, разработчики решили потрепать нервы игрокам. Наш Новичок, не высоко прыгает, не быстро бегает, недолго живет под вражеским огнем. Из оружия имеет лишь простой пистолет, автомат и несколько гранат, но при этом не чурается подбирать арсенал за врагами. Собственно последние строки наглядно описывают механику – игра стала гораздо хардкорнее, при этом уровень «Easy» не изменился, так что новичкам не стоит вешать нос. Как уже писалось, местность предстоит исследовать безлюдную, компанию геймеру составят лишь злобные аналоги Чужих – Ковенанты во всех их ипостасях: простые пешие особи вооруженные последними моделями лазерного оружия, монстры на летающих агрегатах, почти безобидная мелочь и прочие неземные твари. Само собой, атмосфера призвана нагнать грусть и создать ощущение полного одиночества – здесь всегда очень мрачно, темно и неуютно. Не стоит даже надеяться на какое-то подкрепление, нужно помнить, что аддон развивает событий второй части, а значит, основные отряды славно сражаются в галактике Ореола Дельта. Нам же, как всегда уготована роль доморощенного детектива, который расследует судьбу погибших товарищей. Помогает главному герою в поисках улик для выяснения ситуации кибернетический разум Суперинтендант, который, разумеется, делает все дистанционно от места событий. Впрочем, пробежав первые несколько часов игры, ясно понимаешь, что красивый, атмосферный, почти эстетский экшн под депрессивные композиции, это коротание времени до столкновения с какой-либо зацепкой, вроде каски павшего солдата или снайперской винтовки, подвешенной к столбу. Стоит отыскать подобный предмет – игра уносит нас далеко в глубины мирового сознания и вживляет в роль человека, которому принадлежит найденный агрегат. Из таких ярких подобий флэшбеков и состоит львиная доля геймплея – место действия и время постоянно меняются. Мы примеряем на себя роль то внушительного десантника по прозвищу Голландец, то бесстрашного миротворца Микки и лишь некоторая часть мозга понимает – настоящая игра там, среди унылых небоскребов и оккупированной земли, там, где рядом с окровавленным столиком стоит наш протагонист и взирает на вещь павшего бойца.
Нежданный стиль
Каждый трюк с реинкарнацией в тело одного из бывших членов отряда ODST – это отдельный уровень с любимой Наlо-структурой, захватом ключевых позиций, объединений с союзниками и толпами врагов. Цель каждого отрезка, как правило, состоит в завершении ряда коротких миссий, в рамках которых придется найти прибор для запуска странного, но стратегически важного аппарата, избороздить пустынные просторы на джипе или просто добежать до последнего чекпойнта, уничтожив всех неприятелей. Собственно сообщающиеся истории всех солдат, предусматривают мощные сценарные ходы, однако в этом дополнении от сюжетной драмы решили откреститься. В качестве сюжета присутствуют небольшие ролики, чаще всего молчаливые и тревожные, наполненные трагедией в духе Тарковского. Дух войны передан не хуже чем в лучших представителях шутеров про Великую Отечественную. Ага, вот в чем вся соль!
Можно бесконечно упрекать Bungie за небрежный натяг тонкой струны Halo серии, несколько бессмысленные эксперименты со святым и прочее кощунство. Только вот перекрывает всю фанатскую ревность опять же экшн. Как шутер, HaloODST выглядит довольно свежо, правда, не понятно по какой причине. Возможно, роль сыграло повышение сложности, а возможно изменившийся прицел творчества – радость для эстетов. Так или иначе, уверенно можно сказать, что интерес с годами к видавшей виды механике не угас. Стрелять и прятаться, выжидая уменьшение отдышки от пулевого ранения очень увлекательно. Великолепный баланс типов врагов на каждом квадрате уровня дает просторы для экспериментов и стратегического планирования. В постановку геймплейных моментов удалось вовлечь даже дизайн уровней, и если в заснеженном городе придется изрядно побегать по кварталам от огромных особей Ковенантов, то в песках солнечной местности с легкой душой можно приобщиться к штурму союзников, используя многочисленную технику и большое пространство для маневров. Как и раньше возможна кооперативная и мультиплеерная игра: позволено пройти тайтл вместе с тремя друзьями, глядишь, и не так тревожно будет за собственную жизнь. Да и на главную традицию серии девелоперы не плюнули-любители сетевых баталий, как и раньше смогут вновь столкнуться в честной битве, разве что на новых картах.
А годы почти ведь прошли стороной...В плане графического оформления проект ни на йоту не изменился от оригинальной Halo 3. Конечно, не стоит полагать, что это некий плевок в сторону наивно ожидающих от Halo былого визуального величия. По крайней мере, про красивую обертку никто и не говорил, тем более что внутренняя красота вроде как основной аспект новой тенденции, заданной именно этим дополнением. Никакой злобы за устаревший движок нет и в помине, а его состояние наглядно описывается фразой: «Видно, что люди старались». Если смотреть на некоторые критерии оценивания современной графики, отдельные визуальные компоненты Halo 3: ODST без зазрения совести можно внести в ряды высшего эшелона. Например, дизайн, он одновременно идеально вписывается в атмосферу и создает незабываемый фон каждого уровня. Безграничная радость возникает также на порах исследования проработки уровней – детализация хороша, однообразием уровни не страдают и это следствие предельной концентрации всех отрезков игры.
Со времени выхода главного Хbох 360 эксклюзива прошло два года. За это время многие уже успели намечтаться и о концептуально новой игре с заголовком Halo и об очередной сюжетной повести про Мастера Чифа, но в итоге получили ни то ни другое. Halo 3 ODST – это действительно рядовой аддон, который является обобщением лучших моментов сериала и квинтэссенцией непоколебимой старой доброй шутерной механики.