*}

Компьютерная зависимость, игромания

За последние годы изготовление компьютерных игр превратилось в целую отрасль. Персональные компьютеры выпускаются миллионами, и каждый из них снабжается не одним десятком игр. Играют все: от маленьких детей до пенсионеров, от академиков до домохозяек. Незаметно для себя играющие входят в мир будущего - мир компьютеров, с увлечением осваивая то, чему раньше приходилось учиться годами. Когда просто играть с компьютером надоедает, можно подниматься на следующую ступень, запрограммировав новую игру. Используя язык Бейсик, имеющийся почти на всех компьютерах, обучиться программированию, при желании, можно без особого труда. Профессия программиста -ранее удел немногих избранных - становится доступной каждому.

Подобно европейцам, обнаружившим, что спиртное пользуется у туземцев спросом, и ради своей прибыли споившим целые народы, программисты и изготовители компьютерных игр обнаружили, что рынок сбыта их изделий - гораздо более массовый, чем существовавшие ранее, и крепко за него держатся. Это обстоятельство является, вероятно, одной из движущих сил мутной волны нынешнего компьютерного бума.

Более трезвый взгляд на вещи показывает, что есть основания для тревоги. Чтобы понять, что именно вызывает тревогу, нужно сравнить компьютерные игры с обычными играми.

Большинство обычных игр, как правило, рассчитаны на несколько играющих. Элемент человеческого общения, возможно, и составляет их главную ценность. Компьютерные игры, как правило, игры для одного. Они подменяют общение суррогатом, создавая иллюзию жизни в сказочном мире, единственным обитателем которого является играющий.

Играющий в футбол или теннис проводит время на свежем воздухе и развивается физически. Человек, проводящий время за компьютерной игрой, может научиться разве что быстро нажимать клавиши да испортить зрение.

Часто игры рассматривают как подготовку к будущей деятельности. Но достаточно понаблюдать за типичной компьютерной игрой, чтобы понять, что если она чему-то и готовит, то лучше бы она этого не делала.

Почему же компьютерные игры столь увлекательны? Говоря о причинах, обусловливающих появление программистов-маньяков, Дж. Вейценбаум отмечает, что их привлекает в программировании возможность создать в компьютере воображаемый мир, полностью им подвластный. В играх, за частую, достигается та же возможность, но гораздо меньшими усилиями.

Другая причина привлекательности игр - спекуляция на исследовательском инстинкте, побуждающем человека постигать законы, по которым живет заэкранный мир. Эта потребность, изначально направленная на познание природы, переключается на исследование плодов больной фантазии автора игры.

Часто, оправдывая игры, говорят о том, что они являются ступенью к более высокой осмысленной деятельности — программированию и что в наши дни, когда программирование становится массовой профессией, игры могут стать одним из путей к ней. Действительно - игры первая ступень к программированию, но к какому? Об этом можно судить, например, по журналу "Байт", рассчитанному в основном на пользователей ПК. Почетное место в нем занимают игры, но не мало и статей по программированию. Просмотрев некоторые из этих журналов можно сделать вывод, что речь идет не о науке или искусстве программирования, а об искусстве убивать время с помощью программирования при котором компьютер остается не больше чем игрушкой.

Многие люди , намеревавшиеся использовать компьютер для решения возникших задач, и не заметили, как произошло перерождение средства в цель: не компьютер стал средством решения задачи, а задача - поводом для игр с компьютером. В результате многие люди, достойные лучшей участи, погибли в болоте дилетантского программирования. По этому нужно еще раз подчеркнуть тезис: программированием должны заниматься только профессионалы, а нее миллионы дилетантов.

В каком же смысле нужно понимать тогда тезис: программирование вторая грамотность? Компьютерная грамотность - это знакомство с фундаментальными сущностями, лежащими в основе программирования и достойными включения в общеобразовательный минимум культурного человека. К этому пониманию компьютерной грамотности игры не имеют никакого отношения. И лишь могут сыграть роль интеллектуальной соски-пустышки.

Подобно вирусу, проникающему в клетку, заставляющему ее производить его копии и приводящему ее к гибели, компьютерные игры проникают в мир вычислительной техники, а замаскировавшись под персональные компьютеры- и в общий мир науки. Небывалые темпы развития отрасли производства компьютерных игр несомненно являются признаком ее злокачественного перерождения. Будем же рассматривать производство игр наравне с производством наркотических веществ и распространим законы о спасении несовершеннолетних и на эту область!

Надобность моего исследования лежит в том, чтобы доказать что компьютерные игры и интернет действительно отрицательно влияют на организм человека, а в особенности на его психику.

Компьютерные игры: вред или польза?

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм – тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу.

Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма.

Тем не менее, накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков.

Главный вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием.

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Виды игр

Сегодня тысячи игр уже существуют, а разработчики не прекращают создавать все новые. А поскольку индустрия компьютерных игр это индустрия развлечений, то авторы игр ближе к искусству, чем к науке, которая могла бы четко разграничить виды игр... Зачастую фирма-разработчик не хочет однозначно определять жанр выпускаемой игры; с точки зрения маркетинга это оправдано: так как производитель хочет продать программный продукт как можно большему количеству пользователей-игроков, то позиционируя игру он, производитель, не хочет ограничивать круг потенциальных покупателей любителями какого-то одного жанра. Но, кроме того, трудность определения того, к какому виду относится некая конкретная игра, создается бурным прогрессом в этой области, часто новая игра вбирает в себя черты игр других жанров. Обычно, авторы журналов и литературы посвященных компьютерным играм выделяют такие основные виды игр как СТРАТЕГИЯ, ACTION, QUEST, СИМУЛЯТОРЫ, RPG (ролевые игры) и, иногда, АРКАДНЫЕ игры.

Стратегические игры можно разделить на походовые (ход делает игрок, ход - компьютер) и игры real-time (режим реального времени), такие как Dune или War Craft. Некогда знаменитая игра Sim City - экономическая стратегия (если делить стратегии не по очередности ходов, а по сюжетам). Стратегическая игра, предполагает обычно, что игровое поле это карта некоторой территории, на которой игрок делает свои ходы. Так в Sim City игрок строит, расходуя на это начальный бюджет, город, а цель (интерес) состоит в построении успешной (устойчивой) экономики, что является довольно сложной задачей, так как надо предусмотреть, чтобы жилые дома рабочих были построены поближе к заводу, на котором они работают, но и достаточно далеко от источника загрязнения, чтобы не ухудшать статистику болезней; а к важным объекты типа аэропорта, должно вести достаточно дорог и рядом должна находиться пожарная часть, чтобы в случае стихийных бедствий противостоять ущербу и т.д.

3D-Action. Это жанр игр Unreal и Quake. Это игры с насилием; мир игры игрок видит "от первого лица" (то есть монитор показывает то, что "видят" глаза управляемого игроком персонажа, хотя бывают игры и с видом на "своего" персонажа со стороны). По сути, здесь надо целиться, подобранным где-то оружием, и убивать (взрывать, сжигать, разносить в клочья) врагов-монстров, потому что иначе они "убивают" игрока.

Симулятор. Это имитация автогонок или управления боевым самолетом, например. Причем игра-симулятор не обязана имитировать что-то реально существующее - есть и "космические" симуляторы и миры, которые игрок видит, управляя каким-нибудь животным или механизмом, то есть, симулятор должен имитировать реальность, но эта самая реальность, для созадателей игры не задана жестко.

RPG – игры. Типа Ultima, в которые интереснее играть по сети, вместе с другими людьми, будь то сеть локальная или Интернет. Жанр RPG содержит в себе и квест и экшн, четко определить его так же трудно, как и прочие жанры; здесь игрок видит себя в мире, в котором кроме него могут находиться и другие пероснажи, часто персонажи враждуют, нередко - один игрок управляет несколькими персонажами. Взаимодействие, даже враждебных персонажей, очень разнообразно, поскольку между ними могут происходить диалоги, учитываются и применяются не только личная сила или боекомплект, но и (самое главное) такие вещи, как навыки и заклинания. Другими словами, для персонажа ведется статистика его навыков, знаний и прочих параметров, которые и определяют его взаимоотношения с миром. Особенность ролевой игры в том, что она привлекает к себе не голым азартом, а самой атмосферой игрового мира. В этом мире задача "конструирования миров" (создания и поддержания в сознании образа мира) получает новый творческий импульс, сталкиваясь с виртуальной реальностью игры.

Игровая зависимость

Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости (зависимости от компьютерных игр), поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр) - это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая "цепная реакция". Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, человек, страдающий игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше - стремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы человек, страдающий игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые "секретки", поиск которых требует массу времени. Человек, страдающий игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Еще один из способов "посадить на компьютерную иглу" - это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей.

Согласно высказыванию психолога Д.В. Иванова: "Компьютерные симуляции - это киберпротез общества". Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше людей подросткового периода, подверженных игровой зависимости (зависимости от компьютерных игр). Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им "там" становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Человека, страдающего игровой зависимостью (зависимостью от компьютерных игр) привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Игромания. Разрушительная игра

Игромания – болезненная, неконтролируемая зависимость, в основе которой лежит патологическое влечение к любого рода азартным играм (в казино, игровых и компьютерных клубах, на тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основным признаком игромании является постоянно повторяющееся участие человека в азартных играх. Несмотря на разрушительные социальные последствия (обнищание, разлад в семье, деградация личности и др.), в последнее время люди стали массово «подсаживаться» на игру.

К игре, как правило, приходят, чтобы развлечься, отдохнуть, забыть о проблемах. В большинстве своем игроки – это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремятся к нему. Им таким образом хочется расслабиться, освободиться от одиночества, скуки и однообразия существования, вернуть в свою жизнь яркие эмоции. Привлекает и способ получения удовольствия во время бездумной и рискованной игры. Однако ставкой драматичной и страстной игре оказываются не только деньги, но и психическое здоровье.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные дни. Стоит начать выигрывать, как кажется, что удача будет сопутствовать постоянно. На процесс игры люди начинают тратить больнее сил, стремясь получить награду в виде денежного приза. Проигрыш рождает чувство вины, злости, и человек делает попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха. Это чувство разжигает азарт.

Не все игроки становятся жертвами игромании, кто-то контролирует свои действия и эмоции. Такие люди самодостаточны и имеют высокий уровень самоконтроля. Они не делают больших ставок, играют на определенную сумму, которую позволяют себе проиграть, не преследуют корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать как на выигрыш, так и на проигрыш.

Когда же игроки распаляются, делая в азарте все более высокие ставки и повышая риск, то незаметно для себя начинают погружаться в игровой транс, забывая о том, что собирались лишь отыграться. Выигрывая, они снова делают ставки пока не закончатся деньги. Подобное состояние транса сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности.

При болезненной зависимости игроки полностью теряют счет времени и деньгам. Очнуться они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки. Затем такие люди начинают испытывать сильное влечение к игре – хочется отыграться, вернуть проигранные деньги, их одолевают обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мотив приводит их вновь в игровые заведения, но на самом деле их влекут туда запредельные эмоции, которые они готовы пережить снова и снова.

Игровой транс – это психическое состояние, которое сопоставимо с эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ, какими являются наркотики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни. Доза сверх эмоций тем выше, чем выше ставка в игре. Именно это патологическое состояние приводит игрока к катастрофическому разорению. Плата за такой игровой кайф огромна.

Если у патологически азартных игроков не хватает средств или они попадают на территорию, где нет игровых заведений, то они могут какое-то время сдерживаться. Но стоит им найти определенную сумму и оказаться поблизости от игрового зала, как в мозгу включается игровой транс, и они не могут более думать ни о чем. Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучится и начать игру. Долгое время они держат в тайне свою болезненную зависимость, поэтому близкие могут не знать о его проблемах.

Первые симптомы таковы: родственники могут заметить, что человек вдруг стал тщательно скрывать свои доходы и расходы, придумывать различные версии пропажи денег, под разными предлогами занимать деньги у друзей и знакомых.

Долгое время игроки убеждают себя в том, что ничего страшно не происходит, что они в любой момент могут прекратить играть. Но желание участвовать в игре становится настолько непреодолимым, что стремление любой ценой раздобыть средства для нее заставляет патологических игроков идти на преступление. Участились случаи, когда, не выдержав своего падения, игроки кончают жизнь самоубийством.

Современные методики лечения позволяют освободить человека из плена болезненной зависимости. Лечение должно быть комплексным и продолжительным. Освобождение от игромании связано не только с восстановлением психического здоровья игрока, но и переоценкой жизненных ценностей и полным изменением образа жизни. К лечебному процессу должны присоединиться не только специалисты (психиатры, психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья.

Комплексное лечение позволяет не только заблокировать игровую доминанту, освободить пациента от игрового гипноза, сформировать у него безразличие к азартной игре, восстановить его психологическое состояние. В процессе лечения пациент обучается навыкам саморегуляции и самоконтроля.