*}

Играть или не играть

За последние 5 лет компьютер прочно вошел в мою жизнь, жизнь моих одноклассников и друзей. И мы считаем, что это не роскошь и не баловство, а необходимая составляющая нашего современного бытия. Компьютеры стремительно внедряются во все сферы повседневной жизни. Он играет важную роль в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повышает мощь и эффективность военной техники, вносит множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно меняет принцип работы банков и административных учреждений.

Все дети, имеющие дома компьютеры, ответили, что любят играть в компьютерные игры. 70% детей родители запрещают играть в компьютерные игры, считая, что они отрицательно влияют на их психику. Действительно, в настоящее время подобная информация периодически встречается в печати и транслируется по телевидению. Есть люди, которые выступают против игр, обвиняя игровую индустрию во всех смертных грехах. В 9 номере газеты «Семейный совет» за 2005год. опубликовано письмо родителей, которые обеспокоены чрезмерным увлечением их сына компьютерными играми.

«Наш 9-летний сын буквально зациклен на компьютерных играх. Он освоил огромное их количество, только и слышим от него: я вышел на новый уровень. От компьютера приходится его оттаскивать чуть не силой. Но я не знаю, что можно «противопоставить» этому увлечению?»

Некоторые авторы сравнивают «игроманию» и пользователей Интернета с наркотической зависимостью человека.

Признаки виртуальной зависимости детей описывает психолог Александра Казаева в статье «Если главный друг - компьютер», газета «Семейный совет» №3.

Приведу цитату из этой публикации: «Ребенок становится раздражительным, появляется нервозность. Подросток не в силах оторваться от экрана, проводит все свое свободное время у компьютера и запускает учебу. Его успеваемость в школе резко падает, ухудшается память, сообразительность. Теряется навык общения со сверстниками, и впоследствии человеку будет тяжело адаптироваться в обществе. Со временем ребенок рискует стать виртуальным «наркоманом». Шокирующие примеры приводятся в телепередачах.

По мнению большинства людей, самой мощной по степени своего влияния на личность играющего оказывают ролевые компьютерные игры. Таким образом, мы понимаем, что, с одной стороны, современное общество не представляет свою жизнь без информатизации, с другой стороны, нас и наших близких не может не волновать информация о вреде компьютерных игр.

Впервые попытку систематизировать материалы о детских играх предпринял итальянский учёный Д.А. Колоцца1, который попытался раскрыть педагогическое и психологическое значение детской игры. Но предметом специального психологического исследования игра становится только в конце ХIХ века у К. Грооса2. Теория игры К. Грооса довольно широко была распространена в первой четверти ХХ века. И хотя нет ни одного автора, писавшего об игре, который бы ни пытался внести свои коррективы и дополнения к теории К. Грооса, в целом именно эта теория принята большинством психологов: Э. Клапаредом, Р. Гауппом, В. Штерном, К. Бюлером3, из русских психологов – Н.Д. Виноградовым, В.П. Вахтеровым, В.В. Зеньковским, Д.Б. Элькониным4 и другими. Проблема психологии игры впервые поставлена М.Я.Басовым, который анализировал поведенческую психологию человека по схеме «стимул – реакция». Существенный вклад в разработку теории игры внёс Л.С. Выготский5, разработавший гипотезу о психологической сущности развёрнутой формы ролевой игры. В экспериментальных исследованиях Дж. Брунера и В.А. Недоспасовой высказана точка зрения о важнейшем значении игры для интеллектуального развития ребенка. З.В. Мануйленко исследовала влияние ролевой игры на воспитание волевых качеств личности. Объектом исследования было умение ребенка произвольно сохранять позу неподвижности. Критерием служило время, на протяжении которого дети могли сохранять такую позу. Полученные результаты очень красноречиво показали, что во всех возрастных группах длительность сохранения позы неподвижности в ситуации выполнения роли «часового» в коллективной игре превышает показатели сохранения той же позы в условиях прямого задания. На понимание природы детской игры большое влияние оказала психоаналитическая теория З. Фрейда6, получившая довольно широкое распространение, вплоть до использования игры как диагностической методики и терапевтического средства. Ж. Пиаже, М.Я. Басов, Компере Габриель, К. Бюллер считают, что обычная игра является источником развития морали, имеет значение для формирования дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей.

В детских сюжетно-ролевых играх ребенок имитирует различные виды деятельности взрослых, в ходе чего у детей формируется речь и интеллект, базисные представления о человеческой культуре, профессии. По словам Л.С. Выготского: «Ребёнок в игре учится быть милиционером, капитаном, учится взрослой деятельности и труду вообще». Как показывают многочисленные исследования Н.Л. Фигурина, М.П. Денисова, Н.В. Королёвой уже первые потребности, формирующиеся у ребёнка в игре, являются социальными.

Таким образом, все теоретические исследования подтверждают положительное влияние обычных игр на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Изучив литературу о компьютерных играх, мы узнали, что их можно условно разделить на неролевые и ролевые Мы познакомились с классификацией компьютерных игр, разработанной А.Г. Шмелевым. Она выглядит следующим образом.

Неролевые компьютерные игры - это аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры бывают следующими: игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя, игры с видом извне на «своего» компьютерного героя, руководительские игры.

Изучение публикаций в газетах и журналах по вопросу влияния компьютерных игр на психологическую зависимость показало, что у современных психологов однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни авторы доказывают пагубность увлечения играми, другие столь же убедительно утверждают о необходимости использования компьютерных игр для развития личности.

А.Г.Шмелев пишет о наличии отличительных личностных особенностей у людей, увлекающихся компьютерными играми. И.Бурлаков описывает некоторые возможные психологические механизмы игровой деятельности. По мнению М.С. Яницкого, поведение человека, страдающего игровой компьютерной зависимостью (аддикцией), отличается тем, что ему никогда не удается выйти из "порочного круга": стресс – фрустрация (препятствие, возникающее на пути целенаправленного действия субъекта) – конфликт.

По мнению вышеупомянутых авторов, выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры наблюдается процесс "вхождения" человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые компьютерные игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Кроме того, авторы не отрицают возможности формирования психологической зависимости и от неролевых компьютерных игр, а даже от таких видов работы с компьютером как программирование или работа с Интернет. Они утверждают, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего. Хотя эти же авторы не исключают возможность применения компьютерных игр в качестве терапевтического метода в психокоррекционной работе.

Сторонники негативного влияния компьютерных игр на психику человека выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр.

  • Стадия легкой увлеченности.
  • Стадия увлеченности.
  • Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. «Синдром видеоигровой эпилепсии», или «синдром кибегзависимости» - это лишь два самых лёгких отклонения, которые может получить подросток, в прямом смысле, не отходя от экрана. Тяга к компьютерным играм настолько сильна, что, теряя сознание, ребёнок продолжает играть. Дети становятся легковозбудимы, плохо спят. У «геймеров» снижается успеваемость, угасает интерес к чему-либо, кроме компьютера. По данным А.Г. Шмелева происходит, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом.
  • Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей, т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий и более сложная, её природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Из литературы мы узнали, что существует два основных психологических механизма образования зависимости от компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Д.Б. Эльконин пишет: «Принятие роли в игре является обязательным конституирующим моментом. Без этого играть нельзя. Как только появляется роль, так вместе с этим возникает и игра». Оба вышеназванных психологических механизма всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. При этом мы узнали, что оба они основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. Однако следует заметить, что далеко не всё «стыкуется» в сопоставлении этих видов зависимостей. Так динамику развития наркозависимости графически можно изобразить следующим образом.